Print this page

Профсоюзы Латвии предлагают снизить необходимый для получения пенсии трудовой стаж

07-10-2026 07:57
Профсоюзы Латвии предлагают снизить необходимый для получения пенсии трудовой стаж Unsplash

Минимальную месячную зарплату в Латвии необходимо повысить как минимум до 835 евро, а минимальный трудовой стаж, необходимый для получения пенсии по старости, следует сократить с 20 до 15 лет. С такими требованиями в День достойного труда выступил Союз свободных профсоюзов Латвии (LBAS), сообщает ЛЕТА.

Как сообщила специалист по связям с общественностью LBAS Санита Биркенфелде, профсоюзы всего мира отмечают День достойного труда 7 октября. Присоединившись к международному профсоюзному движению, LBAS в письме Министерству благосостояния подчеркнул, что достойный труд возможен только при наличии качественных рабочих мест.

Помимо требования установить с 2027 года минимальную заработную плату не ниже 835 евро в месяц, LBAS призывает обеспечить работникам достойный уровень социальной защиты в случае безработицы, болезни, несчастных случаев на производстве, а также при выходе на пенсию по старости. Профсоюзы требуют сохранить уровень защиты работников и финансовой поддержки в период временной нетрудоспособности, а также отстаивают право работников на оплачиваемое обучение.

В сфере пенсионного обеспечения LBAS предлагает не только сократить минимальный трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, с 20 до 15 лет, но и с 1 января 2028 года увеличить взносы во второй пенсионный уровень с 5% до 6%. Кроме того, выдвинуто требование проводить индексацию пенсий дважды в год в соответствии с уровнем инфляции вместо нынешней ежегодной индексации.

Одновременно LBAS призывает Министерство благосостояния поддержать требование к Европейской комиссии разработать и опубликовать проекты директив по вопросам использования искусственного интеллекта и алгоритмического управления на рабочих местах, а также по эффективному решению вопросов психосоциальных рисков, рисков, связанных с экстремальными климатическими изменениями, а также эмоционального и физического насилия в сфере охраны труда. Профсоюзы также требуют поддержать разработку директив о защите прав работников в цепочках субподрядчиков, усилении прав работников в процессе справедливой трансформации экономики, контроле за соблюдением трудового законодательства и укреплении роли социальных партнеров.

LBAS также ссылается на призыв Европейского экономического и социального комитета разработать единый подход к оценке качества рабочих мест с использованием общих показателей. В них должны учитываться уровень оплаты труда, безопасность труда, стабильность занятости, обучение и повышение квалификации, рабочее время, право на «отключение», равенство, недискриминация и участие работников в принятии решений, при этом без создания излишней административной нагрузки. Под «правом на отключение» понимается право работника вне рабочего времени быть недоступным по рабочим вопросам — например, не отвечать на рабочие электронные письма, звонки или сообщения без каких-либо негативных последствий.

Представители профсоюзов призывают Министерство благосостояния в своих позициях и заключениях поддерживать требования и интересы работников при разработке европейского рамочного закона о качественных рабочих местах (Quality Jobs Act), который, как ожидается, Европейская комиссия представит до конца текущего года.

Как уже сообщало агентство ЛЕТА, согласно установленному нормативными актами ориентиру минимальная месячная заработная плата в 2027 году должна составить 835 евро. Об этом говорится в подготовленном Министерством благосостояния докладе о ситуации с минимальной заработной платой в 2026 году.

Министерство отмечает, что минимальная зарплата должна соответствовать 46% средней начисленной заработной платы, рассчитанной Центральным статистическим управлением за последние доступные 12 месяцев. Средняя брутто-зарплата в прошлом году составила 1815 евро, поэтому минимальная зарплата на следующий год была рассчитана в размере 834,9 евро и округлена до 835 евро. Это на 55 евро, или на 7%, больше, чем в текущем году, когда минимальная зарплата составляет 780 евро.

В среднесрочном бюджетном плане, утвержденном правительством в 2024 году, предусматривалось повышение минимальной зарплаты до 820 евро в 2027 году и до 860 евро в 2028 году. Финансовое влияние такого повышения уже учтено в государственном бюджете.

Министерство благосостояния считает, что необходимо достичь договоренности, чтобы согласовать предусмотренное бюджетом повышение минимальной зарплаты с уровнем, который вытекает из установленного ориентира в 46%. Минимальная зарплата в размере 820 евро составила бы 45,2% средней заработной платы предыдущего года, тогда как 835 евро соответствовали бы требуемым 46%.

По оценке Банка Латвии, ранее запланированное повышение минимальной зарплаты до 820 евро было бы близко к установленному уровню, тогда как предложенные профсоюзами 835 евро полностью соответствовали бы пропорции в 46%.

При повышении минимальной зарплаты до 835 евро и необлагаемого налогом минимума до предусмотренных на следующий год 570 евро работник без иждивенцев после уплаты налогов получал бы 702,10 евро. Если же минимальная зарплата составила бы 820 евро, чистая зарплата достигла бы 692,11 евро.

По данным Министерства благосостояния, в прошлом году минимальную зарплату или меньший доход в среднем получали 131 815 работников, или 17,1% всех занятых. В частном секторе таких было 97 092 человека, или 18,3% работников, а в общественном секторе — 30 515 человек, или 13,3%.

В регионах доля работников, получающих минимальную зарплату или меньше, варьировалась от 14,9% в Пририжье до 22,4% в Латгале. Самая высокая доля таких работников — 39,1% — была в сфере прочих услуг, 31,6% — в сфере размещения и общественного питания, а в операциях с недвижимостью — 27,9%.

Минимальную зарплату или меньше получали 29,9% работников с основным или более низким образованием, 20,5% работников с общим средним или профессиональным образованием и 10% работников с высшим образованием.

В этом году минимальная заработная плата в Латвии является второй самой низкой в Европейском союзе, опережая только Болгарию, где она составляет 620 евро. В Литве минимальная зарплата в этом году составляет 1153 евро, а в Эстонии — 946 евро. Министерство благосостояния отмечает, что в размер минимальной брутто-зарплаты в Литве включены также взносы работодателя на социальное страхование.

Related items